ФГОС

Новые стандарты второго поколения: чему научат в школе?

В этом учебном году все первоклассники пошли в школу, где появилось десять часов внеучебной деятельности. С 1 сентября 2010 года в России начали действовать федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС), которые пока разработаны только для начальной школы.В нашей школе ФГОС приживается уже второй год!
Главное – практика!
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач, – рассказывает главный специалист отдела общего и коррекционного образования Министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина. – Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике».
Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Учителя отмечают: заданий подобного типа не было никогда.
Челябинская область вошла в состав 14 субъектов РФ, которые участвовали в апробации стандартов. В 76 гимназии новая программа реализуется уже два года. Директор гимназии Людмила Алферова рассказывает, что сложнее всего приходится учителям. «Для них этот переход на деятельностный подход оказался нелегким. Задания очень интересные, но необычные. Прежде всего, важно, чтобы педагоги сами освоили эти приемы, – говорит она. – Но в целом думаю, новый ФГОС – это очень сильный шаг вперед».
Десять часов на пение и танцы!
Кроме того, по новому стандарту в школы будет введено десять часов внеучебной деятельности в неделю. Образовательные учреждения смогут как сами разрабатывать программы, так и использовать уже существующие.
Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в зависимости от выбранного направления. Сколько именно их будет – решает само учреждение. При этом никто не регламентирует количество детей, которые будут посещать эти занятия. А ученики сами решают, сколько часов потратят на внеучебную деятельность: график посещений для каждого будет составлен индивидуально.
«Если ребенок профессионально занимается балетом в какой-нибудь студии, то никто его не заставит ходить на танцы в школе. Это право родителя, – объясняет Елена Тюрина. – Школы должны максимально вовлекать детей в деятельность, их задача представить такой спектр услуг, чтобы заинтересовать каждого ребенка».
Но в общем-то если у детей нет желания, они могут ничем не заниматься. Здесь вся надежда только на то, что родители не позволят своим детям не посещать кружки.
Если раньше первоклассники находились в школе только до обеда, то с введением новых стандартов их пребывание будет продлено минимум до трех часов дня. В 76 гимназии рассказывают, что некоторые родители сначала жаловались на слишком высокую нагрузку детей, однако к концу года уже привыкли к новому расписанию.
Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям.